МОЙ ХАДЖ (продолжение)

Facebook
Google+
http://www.nana-journal.ru/?p=475
Twitter

печать
Батукаев Магамед,

кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН,

п/профессор ПГТУ

 

 

 

 

(Начало: №№3-4, 2011г.)

Часть II

Священная Мекка

 

Когда человек ступает на благословенную землю Священной Мекки, где родился Пророк Мухаммад (С.А.С.) и где был поднят флаг Ислама более 1400 лет тому назад, его охватывают душевный трепет и чувство гордости, что Всевышний Аллах (Свят Он и Всемогущ) дал ему возможность увидеть эту Святую землю.

 

Аллаху Акбар! Да примет Он Хадж всех паломников, совершивших это благое деяние, и всех, кто имеет такое намерение!

Хотел бы отметить, что я ни в коей мере не претендую на звание ученого-богослова, способного растолковать с точки зрения Ислама все каноны совершения Хаджа. Все, что я пишу, – это порыв души человека, который воочию видел и прочувствовал каждой клеткой своего естества святость тех мест, где ступала нога Пророка Мухаммада (С.А.С.).

Рано утром к гостинице подогнали автобусы, и мы тронулись в путь – длиною более 450 километров – из Нур-Медины в Священную Мекку. Хотелось бы отметить высокий уровень организации: все четко, никакой суеты, гиды отлично знают свое дело, всегда вежливы и предупредительны. Я не раз бывал в турпоездках по стране и зарубежью, но такого порядка и организованности, как при совершении Хаджа, не встречал нигде.

На все воля Всевышнего, безмерны Его могущество и милость… Богоугодны дела каждого паломника, совершающего Хадж во имя Всевышнего Аллаха (Свят Он и Всемогущ), и поэтому у паломников и организаторов Хаджа все получается, как того требует Всевышний Аллах (Свят Он и Всемогущ).

Тем временем паломники, с именем Аллаха на устах и в сердцах, едут в автобусе по благословенной земле Саудовской Аравии к Священной Мекке. Пейзаж на протяжении сотен километров практически не меняется – песок, горы, громадные валуны, из зелени – только верблюжья колючка, но вдоль трассы – пальмы. К каждой пальме подведена вода, и в нужное время, по команде компьютера, происходит полив. В некоторых местах вдоль трассы стоят заграждения для того, чтобы дорогу не заносило песком.

Муэдзин призывает к полуденной молитве. Автобус останавливается, водитель вежливо приглашает выйти. Паломники ровными рядами становятся на молитву, прямо на песок. Желающим совершить омовение водитель предлагает воду. Совершив молитву, мы, с помощью Всевышнего, продолжаем свой путь.

Хочу немного рассказать о том, что я слышал от паломников и гидов. Саудовская Аравия имеет при правительстве специальное министерство по Хаджу, которое целый год только и занимается тем, что готовится к очередному Хаджу. Представить трудно, что каждый год Хадж совершают от трех до пяти миллионов паломников! Причем это количество въезжающих из других стран со всего земного шара, не считая жителей Аравии. Поистине, это титанический труд: организовать работу пограничной и таможенной служб (5 миллионов въезжающих!), разместить всех паломников по гостиницам, обеспечить всех приезжих водой, едой и т.п. И, я вас уверяю, все работает, как часы. Всем всего хватает, никакой суеты, обслуживающий персонал вежлив и предупредителен, всегда с улыбкой на лице, с обязательным обращением к паломнику «Хаджи»… В магазинах, на рынке только и слышишь «шукран» (спасибо)  и «Алхамдулиллахи» (Слава Аллаху).

Тем временем наш автобус подъехал к пограничному переходу в Священную Мекку. Вновь слышен призыв муэдзина к молитве. После молитвы паломники садятся в автобусы – машин огромное количество, приходится некоторое время подождать.

Молодые люди в униформе заходят в автобус и вежливо предлагают каждому паломнику подарок, упакованный в коробку. В этой коробке все необходимое для долгого пути – вода, восточные сладости и т.д. Подчеркиваю, все это абсолютно бесплатно. Водитель тем временем с нашими паспортами направился на пост для прохождения пограничного и таможенного контроля. Нам, пассажирам, для этого даже не пришлось выходить из автобуса. Никаких криков типа «всем выйти из автобусов и т.д.» (разительный контраст для нас, чеченцев, помнящих, как проходила процедура досмотра на российских постах)…

При въезде на пост возле каждого терминала висит вывеска на трех-четырех языках (в том числе и на русском), на которой написано, что власти приносят паломникам свои извинения за причиненные неудобства и заверяют, что это не займет много времени. И это оказалось правдой: вскоре наш водитель вернулся, занял свое место за рулем и мы пересекли границу Священной Мекки.

К 10 часам вечера автобус подвез нас к шикарной гостинице. Обслуживающий персонал – молодые люди из различных российских регионов, свободно владеющие арабским языком. Как оказалось, это студенты исламских вузов Ближнего Востока. Ребята приятно удивили нас своей воспитанностью, скромностью.

Мы с товарищами поднялись в номер, распаковали вещи, попили чаю. Удивительно, несмотря на поздний час и проделанный путь длиной в несколько сот километров, мы совершенно не чувствовали усталости, а потому решили не терять времени даром и отправиться в мечеть «Аль-Харам» (Запретная мечеть).

На улице, несмотря на глубокую ночь, – множество такси, водители вежливо предлагают свои услуги. Мы поехали сразу в Запретную мечеть, где находится величайшая святыня Ислама – Кааба.

Время – около часа ночи, но вся мечеть и прилегающая территория заполнены людьми в ихраме.

Войдя в мечеть, мы совершаем намаз в  два раката. Кааба… Невозможно описать словами те чувства, тот душевный трепет, который охватывает при одном лишь приближении к этому священному месту… Это надо испытать самому…

Среди паломников есть люди, которые, презрев блага современной цивилизации (я имею в виду гостиницы, общепит и так далее), днюют и ночуют на территории мечети «Аль-Харам», совершая намазы и прося у Всевышнего Аллаха (Свят Он и Всемогущ) прощения за свои земные грехи. При себе они имеют циновку, бутылку воды, кусочек хлеба – и все…

Хочу подчеркнуть одну особенность: и в Нур-Медине, и в Священной Мекке, как только муэдзин начинает призывать к молитве, вся светская жизнь на время намаза прекращается. Закрываются все торговые точки на базарах («закрываются» громко сказано, просто на часть товара набрасывается кусок ткани – и все, «весь замок», и, уверяю вас, не пропадет ничего).

Рассказать о Хадже вкратце, наверное, невозможно, но (да простят меня алимы) я попытаюсь хотя бы перечислить основные положения и этапы совершения Хаджа.

Перед тем, как надеть ихрам, паломник, совершив омовение, может использовать благовония, чего нельзя делать после, до выхода из состояния Ихрама.

По прибытию в Священную Мекку паломники совершают обход вокруг Каабы, мужчины обнажают правое плечо. Произносят слова «Аллаху Акбар», целуют свою правую руку и протягивают ее по направлению к Черному камню.

Совершают намаз в два раката после семикратного обхода вокруг Каабы. Совершают намаз в два раката позади места стояния Пророка Ибрахима (Дела резахуьлда цунна).

Пьют воду из источника Зам-Зам и поливают этой водой головы.

Затем: стояние на холме Ас-Сада, обратившись лицом к Каабе. Семикратное прохождение между Ас-Сафой и Аль-Марвой быстрым шагом, в особенных местах – бегом.

Убытие в Мину с ночевкой, после восхода солнца – восхождение на гору Арафат. Стояние на горе Арафат. Это наиболее приближенное к Всевышнему Аллаху (Свят Он и Всемогущ) место на Земле. Паломники обращаются к Аллаху с мольбой о прощении своих грехов.

Посещение горы, где встретились Адам и Хава (Да будет доволен ими Всевышний).

Отправление из Арафата в Муздалифу, с ночевкой и собиранием камешков для бросания их в «Дьявола» (камешки должны быть не больше ногтя мизинца).

После бросания камешков – омовение (можно пользоваться благовониями), бритье головы и возвращение в Святую Мекку, для совершения прощального обхода Каабы. Священное жертвоприношение можно совершить в Мине или в Священной Мекке.

Это вкратце о том, что должен совершить каждый паломник во время совершения Хаджа.

Вообще намерение написать материал о Хадже (если на то будет воля Всевышнего), с тем, чтобы поделиться своими впечатлениями от всего увиденного и услышанного, появилось  у меня еще во время пребывания в Священной Мекке.

А впечатлений, надо сказать, столько, что по каждому пункту можно было бы писать книги, но мы, к сожалению, ограничены форматом журнальной статьи.

Не могу не сказать о людях, с которыми мне посчастливилось там общаться. Мой отец (Дала гечдойла цунна) Батакъи Эльмарз говорил: «Дружба между мужчинами, скрепленная клятвой на Коране, и дружба мужчин, совершивших Хадж Во имя Всевышнего Аллаха (Свят Он и Всемогущ), – нерушима».

Прежде всего, я хочу выразить свою искреннюю благодарность Кадырову Хож-Ахмед Хаджи. Любой из паломников мог обратиться к нему за советом, за разъяснением о том, как и что делать во время совершения Хаджа. Он всегда отвечал очень терпеливо, объясняя все очень подробно и доступно. Дела резахуьлда цунна.

Я совершал Хадж вместе с моим другом детства, жителем с.Пригородное, Гемаевым Мовсуд-Хаджи. Мы оба были в Хадже впервые, и большую помощь (в плане разъяснений и советов) нам оказал молодой улем, хафис, имам центральной мечети Мохьмад-Хаджи Саралиев. Грамотный, добросовестный раб Всевышнего Аллаха. Дела резахуьлда цунна.

После приезда домой, по прошествии двух лет, я понял, почему люди по нескольку раз совершают Хадж: проанализировав свои действия, человек осознает те ошибки и неточности, которые он допустил (пусть и не намеренно) при совершении Хаджа, и, конечно же, у него возникает желание их исправить.

Если на то будет Воля Всевышнего Аллаха (Свят Он и Всемогущ), мы с моим другом Гемаевым Мовсуд-Хаджи думаем совершить Хадж хотя бы еще раз. Инша Аллах.

Чего желаю и вам, братья мои и сестры. Аллаху Акбар!