Ага/Колыбелька 

Под крылом Сказки…

Лула Куни Давно ли наши дети слушали сказки? …И слышали ли они их? Они пришли в этот мир под грохот канонады и рев пикирующих бомбардировщиков. Уютный полумрак детских спаленок им заменял мрак сырых подвалов. Вместо ласкового шепота мамы они слышали ее горячие молитвы – во имя их спасения… Все мы воспитаны на бабушкиных сказках. Матери, колыбельными напевами подготовившие младенческие души наши к светлой печали и восторгу восприятия мира сего, передавали нас в руки наших бабушек… Да и держава наша некогда уделяла достаточно внимания своим малым гражданам. Нынешние сорокалетние еще помнят…

Далее...

Таинство рождения Любви

ЛУЛА КУНИ Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье. А если так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, пылающий в сосуде?.. Н.А. Заболоцкий. Наверное, Поэзии не было бы места в этом мире, не обитай в нем Любовь… Мы можем как угодно относиться к Меджнуну, но без его истовости не было бы Лейлы. Не было бы Женщины, если бы она не отражалась в глазах Мужчины. История Любви, ведущая свое начало от плода познания Добра и Зла… История человека на…

Далее...

Ага

Сан бераллин 1уьйренийн – шурин чам бара; суьйренийн – бецан чам; буьйсанийн – туьйранийн. (Леча Абдулаев) Как и у всех народов Кавказа, у чеченцев использовалась детская люлька – ага со всеми принадлежностями: Валти – детский матрац; Лара – овальные полозья люльки, часто так называют и лопасти мельничного колеса; Кохка – лямка, свивальник; Т1арма1а – сосок, рожок («т1ар» – «сосок» «ма1а» – «рог»); раньше вместо рожка использовался продольно срезанный кусок сушеного курдюка, привязываемый к верхней палке люльки; Сипа – трубочка для стока мочи (обычно такая трубочка делалась из бедренной кости барана);…

Далее...
Ага/Колыбелька 

Йолахьа, БIоба

ГIапур Алиев Хьайн бакхий б1аьргаш ца къерзош, Фатима кхеро ца г1ерташ, Тхо долчу йолахьа, Б1оба, Хаз-хазчех туьйранаш дахьаш. Цахиндерг хирдолчух дуьйцуш, Ворх1 ломан дехьенаш хестош, Туьйранаш дийцахьа, Б1оба, Наг-нагахь Фатима хьостуш. Ц1ие, 1аьржа, к1айн Хожа вуьйцуш, Цигара тамашаш бестош, Къамелаш дийцахьа, Б1оба, Мац-мацах хилладерш дуьйцуш. Тутмаса майралла хестош, Маьлх-Аьзнин хазалла юьйцуш, Дийцахьа, дийцахьа, Б1оба, Т1аь-т1аьхье инзаре юьйцуш. Ешапца майралла къуьйсуш, Жерочун к1анта тур лестош, Г1ад оьхуш дийцахьа, Б1оба, Жим-жимма доцурш т1едетташ. Бухарчу дуьнена юьйлуш, Ах-котам н1аьнеха кхайкхош, Тамаша байтахьа, Б1оба, Фатима ах-говрахь хоьхкуш. Цагундерг, цкъа а цахиндерг Хичуьрча Оффайга дойтуш,…

Далее...

Две Наны

Султан Юсупов Арзулам – скалы. Они мрачные, и цвет у них тяжелый, пепельный. В их расщелины непоседливый ветер веками откладывал пыль плодородной земли долины, и теперь в них растут красные тюльпаны и маки. С противоположной стороны, где сидит пастушок Шахби, они кажутся цветными заплатками. Но Шахби смотрит на облака. Когда на них подолгу смотришь, то сможешь нарисовать из них что угодно: стадо овец, верблюдов, белого всадника. Сейчас ему представляется очень знакомая женщина. Она наклонилась над грядками. А за ней – голубое необозримое поле. Шахби улыбается ей. Это его нана. Она…

Далее...

След Солнца

Лула Куни Ты. Долго всматриваешься в начинающие блекнуть по-старчески – и потому – окатывающие тебя волной жалости и томительной вины – глаза. Она. Молчит. И много в ее молчании: разлуки – встречи; разлуки – воспоминания; снова встречи – реже и реже; оправдания – сбивчивые, многословные,.. опять разлуки… Она умеет держать паузу. Умеет ждать. Прощая. Прощая. Прощая. А тебя засасывает повседневная трясина мелких и неотложных дел, беготня за добыванием куска хлеба насущного: себе – детям, себе – детям… И только вечерами, когда отходит ко сну птичий базар мелких страстей, ты завороженно…

Далее...

Парадоксы двуязычия

Лула Куни Дело происходит лет 40 назад. Две сестренки. Старшей – около семи. Она пошла в 1-й класс. Важничает – от сознания собственной значимости и обретаемой школьной премудрости. Вторая – на 2 с лишним года младше. Все время копается на заднем дворе, сооружая какую-то очередную из своих непонятных конструкций, от которых у ее матери постоянно – предынфарктное состояние, потому как «ребенка куклы не волнуют», а все какие-то железки, минералы, камушки и букашки. Сегодня она построила город, вокруг – какой-то ров, который надо срочно залить водой, но муравьи то и дело…

Далее...
Ага/Колыбелька 

“Наш друг – нохчийн орнамент”

Ия Николаенко, поэт, переводчик, методист д/с № 54 Чеченский орнамент – один из богатейших разделов народного творчества. Он уходит своими корнями в глубь тысячелетий и используется для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, других предметов труда и быта, для архитектурных сооружений. Орнамент – это ритмически повторяющийся узор, пленяющий нас своей красочностью и музыкой, как прекрасный танец или песни, сохраняющие в себе свою изначальную прелесть и ритмику слов и движений. Он входит в нашу жизнь с детства, в ярких рисунках детских книжек, в орнаментах национальных ковров – истангов, сохранивших имена своих создательниц…

Далее...

ДЕТИ О ВОЙНЕ…

Земля устала от боли и крови. Женщины мира, давшие жизнь! Белый платок свяжите узлами, Дети Чечни не хотят умирать! – Взрослым пора бы это понять! Амаева Луиза, СШ №7 Война – это сотни и сотни искалеченных детских судеб… Кто-то потерял родителей, кто-то остался калекой в результате бомбежек, обстрелов и подрывов на минах, подвергся насилию… По данным Министерства труда и социального развития ЧР в нашей республике: 1528 детей-сирот; 28186 детей-полусирот; 8982 детей-инвалидов. У тысяч маленьких жителей Чечни война отняла детство. Сегодня мы предоставляем слово им… Фатима Агаева, 9 класс, СШ №7:…

Далее...

Ч1ерахочуххий, ч1ераххий

А.С. Пушкин   /Туьйра/       Дада, баба хилла хьалха Х1орда йистехь дехаш цхьалха; Хилла, тиллина эрз шера, Тиша тоьла х1усам церан.   Ч1ара лоцуш хилла дада, Улх1 шен хьовзош хилла баба. Цкъа ов2 тесча хи чу еха – Цо баьццара беа 1еха. Шозлаг1а чутесча ов – Цо ма беа бецийн ц1ов. Кхозлаг1а чутесча ов – Цо цхьа ч1ара беа, тов, Башха, башха, башханиг, Иштта боцург – дашониг. Дашо ч1ара бист ма хили, Адмийн маттахь цо ма дийхи: «Со д1ахеца, къано, ахь! Аса лур бу беза мах: Хьан дош…

Далее...