Хавва (Ева) – мать рода человеческого

Facebook
Google+
http://www.nana-journal.ru/%d1%85%d0%b0%d0%b2%d0%b2%d0%b0-%d0%b5%d0%b2%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%8c-%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b0-%d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be/
Twitter

печать
Всевышний (Велик Он и Всемогущ) сказал:

 

Изначально сотворили Мы (из глины) вас (первого человека, Адама), потом придали вам облик (соответствующий). Затем велели Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!» Поклонились (все), кроме Иблиса, который не подчинился и был в (числе) непоклонившихся. Спросил (Аллах): «Что мешает тебе поклониться, раз повелел Я тебе?» Ответил (Иблис): «Я лучше его – меня сотворил Ты из огня, а его – из глины». Повелел (Бог): «Изыди отсюда! Негоже кичиться тебе в раю. Изыди, ибо из числа презренных ты». Взмолился Иблис: «Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен (род Адама)». Сказал (Бог): «Воистину, в числе тех ты, кто получил отсрочку». Заявил (Иблис): «За то, что отвратил Ты меня (от пути Истины), буду мешать я им (следовать) по пути Твоему верному. Непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и убедишься Ты, что большинство из них неблагодарны (Тебе)». Повелел (Всевышний): «Изыди из рая униженным, обесславленным! А теми, кто последует за тобой, заполню Я до отказа геенну огненную. Ты же, Адам, поселись вместе с супругой своей (Хаввой) в раю, ешьте то, что пожелаете, но не приближайтесь к дереву этому, не то станете нечестивцами». И стал шайтан внушать наваждением, чтобы открыть им глаза на части их срамные, на которые прежде не обращали они внимания. И сказал он им: «Запретил вам Господь ваш (плоды) дерева этого лишь для того, чтобы не стали вы ангелами или не обрели жизни вечной». И поклялся он (т.е. Иблис): «Воистину, для вас я – советник добрый». Обольстил он их наущением. Когда же вкусили они (плоды) того дерева (запретного), предстала пред ними (мерзость обнаженных) частей их срамных, и стали они прикладывать листья (деревьев) райских (чтобы прикрыть наготу свою). Тогда Господь воззвал к ним: «Разве не запрещал Я вам (есть плоды) этого дерева и не говорил вам, что шайтан – враг ваш явный?» Ответили они: «Господи наш! Наказали мы сами себя и, если не простишь Ты нас и не смилостивишься над нами, обязательно окажемся мы в числе урон потерпевших». Возвестил Бог: «Сойдите (из рая на землю, и будут) врагами друг другу (потомки ваши). Пребывать вам (теперь) на земле и пользоваться благами временными». (Еще) сказал Он: «На земле станете жить вы, на ней будете умирать и из нее выведут вас (в день Воскресения)».(7:11-25)

 

Человечество всегда внимательно изучало свою историю и во все времена стремилось сохранить ее с помощью записей. Это способствовало тому, чтобы гордиться своей семейной, племенной и национальной принадлежностью и предвидеть свое будущее. Человеческим существам присущи те же стремления и во всех небесных религиях, выражающих величие человеческого предназначения. А на самом деле во всех Книгах, ниспосланных Аллахом, рассказывается о происхождении человеческого рода, причинах по которым  человек был создан, и уготованном ему будущем. Во всех Священных Писаниях история создания Адама и супруги его Хаввы  изложена практически одинаково; и в Коране, откровении, ниспосланном Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует), говорится об этом создании, утверждая его правдивость и отбрасывая все несоответствующее истине.

В Коране о сотворении Адама (Мир ему) сказано:

 

(Вспомни) как возвестил Господь твой ангелам: «Сотворю Я человека из глины. Когда придам  Я ему (облик соответствующий) и одухотворю его Своим Духом, то падите ниц пред ним». Все ангелы разом пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и оказался в числе неверных. Спросил (Бог Единый): «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого сотворил Я мощью Своею? Быть может, возгордился ты или считаешь себя выше (других)?» Ответил (Иблис): «Я лучше его. Сотворил Ты меня из огня, а его – из глины». Велел (Единый Бог): «Изыди из рая, и да будешь ты камнями побиваем. И да будет на тебе проклятие Мое до самого дня Судного». (38:71-76)

 

Когда Всевышний Аллах создал Адама (Мир ему), он научил его названиям всех живых существ и ввел в рай, чтобы он пользовался всеми благами.

Адам (Мир ему) долгое время жил в раю в одиночестве и начал скучать. Ему захотелось чьего-то общества.

Когда шайтан был изгнан из рая, Адам (Мир ему) занял там его место и жил один, без спутников и супруги, с которой он мог бы познать покой и счастье. Однажды, пробудившись ото сна, он увидел сидящую возле него женщину. Аллах, Велик Он и Всемогущ, создал ее из ребра Адамова (Мир ему). Тот спросил женщину: «Кто ты?» – «Женщина», – ответила она. «И зачем ты была сотворена?» – «Чтобы ты жил в покое со мной», – последовал ответ. Ангелы решили проверить, способен ли он давать имена живым существам: «Как ее имя, о Адам?» – «Ее зовут Хавва», – ответил он. «И почему Хавва?» – «Потому что она создана из живого существа».

Хавва была создана из самого маленького левого ребра Адама, пока тот спал; затем ребро было заменено плотью, что соответствует словам Аллаха:

 

О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного существа живого и из него же сотворил ему супругу, а от них обоих (произвел) и расселил (по свету) мужчин и женщин множество. Страшитесь же Аллаха, во имя Которого вы просите друг у друга (чего-нибудь), и (бойтесь) разорвать (между собой) узы родственные. Воистину, (всегда) наблюдает Аллах за вами. (4:1)

 

А также:

 

Именно Он сотворил вас из души единой и из нее же создал супругу, чтобы находил он (т. е. Адам) покой у нее. Когда же сблизился с ней (Адам), понесла она бремя легкое, и носила она его некоторое время. А когда отяжелела она от бремени, обратились они к Богу, Господу своему: «Если пожалуешь Ты нам (сына) благочестивого, то к Тебе (устремится) благодарность наша».(7:189)

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будьте доброжелательны к женщинам, ибо женщина сотворена из ребра. Изгиб ребра – важная его особенность. Если вы попробуете его выпрямить, то сломаете, а если отпустите, оно все равно останется изогнутым. Итак, будьте доброжелательны к женщинам». (аль-Бухари)

Адам и Хавва жили в покое в раю, никогда не покидая его и сохраняя отношения искренними и свежими. От Аллаха они получили наказ – никогда не приближаться к одному из райских деревьев. Аллах, Велик Он и Всемогущ, сказал:

 

Тогда сказали Мы: «О Адам! Поселись с супругой своей в саду райском, ешьте там вволю повсюду, где бы ни захотелось вам, но не приближайтесь к дереву этому (и не вкушайте плодов его), а не то окажетесь в числе нечестивцев».(2:35)

 

Всевышний Аллах показал людям путь защиты от их худшего врага – шайтана. Он наказывал им не слушать никаких его слов, нескрываемо лицемерных и ревнивых – настолько сатану переполняла зависть и ненависть к роду человеческому, и так до дня Страшного суда, настолько сильна была ужасная убежденность, которая может принимать самые разные обличия.

 

Об этом Всевышний говорил:

 

И тогда изрекли Мы: «О Адам! Воистину, враг он тебе и жене твоей (явный). Да не вынудит он вас обоих покинуть рай, ведь тогда станет тяжкой жизнь твоя. Не придется тебе в раю ни голодать, ни нагим ходить, не будешь ты страдать там ни от жажды, ни от зноя».(20:117-119)

 

Таким образом, Адам и Хавва были предупреждены о том, что может с ними произойти, если они приблизятся к дереву, указанному Аллахом, но шайтан настойчиво продолжал вынуждать их ослушаться Создателя. Он описывал им дерево с лучших, самых привлекательных сторон, особенно подчеркивая то, что речь идет о дереве, плоды которого даруют вечность, что подтверждают слова Всевышнего Аллаха:

 

И стал шайтан внушать наваждением, чтобы открыть им глаза на части их срамные, на которые прежде не обращали они внимания. И сказал он им: «Запретил вам Господь ваш (плоды) дерева этого лишь для того, чтобы не стали вы ангелами или не обрели жизни вечной». И поклялся он (т.е. Иблис): «Воистину, для вас я – советник добрый».(7:20-21)

 

Сила убеждения шайтана была такова, что им даже не пришло на ум, что он – а они поверили, что он им добрый советчик – может их обмануть, расписывая прелести дерева, так они верили, в своей естественной наивности, что никакое создание Аллаха не может нарушить клятву. Они тотчас же  забыли Божественные наставления, как о том свидетельствует Священный Коран:

 

Прежде заключили Мы завет с Адамом, но забыл он (об этом), поскольку не был он стойким, чтобы противостоять наущениям шайтана.(20:115)

 

Адам с Хаввой все же последовали советам шайтана и направились к дереву, с которого нарвали плодов. Поедая то, что им было запрещено есть, они совершили грех неповиновения Аллаху – и тотчас заметили свою наготу, открытые интимные места, и тогда же познали стыд. Поэтому они бросились рвать листья с деревьев поблизости, чтобы прикрыть наготу. Об этом Всевышний сказал:

 

Обольстил он их наущением. Когда же вкусили они (плоды) того дерева (запретного), предстала пред ними (мерзость обнаженных) частей их срамных, и стали они прикладывать листья (деревьев) райских (чтобы прикрыть наготу свою).(7:22)

 

Причастность к греху разделила Адама и Хавву, как замечено в этом аяте; они  настолько сильно ощутили свою вину, что поспешили к Аллаху, Велик Он и Всемогущ, молить о прощении.

 

Ответили они: «Господи наш! Наказали мы сами себя и, если не простишь Ты нас и не смилостивишься над нами, обязательно окажемся мы в числе урон потерпевших».(7:23)

 

Ответ Господа был таков:

 

Покорился Адам словам Господа своего, и простил Он ему, ибо Прощающий  Он, Всемилостивый.(2:37)

 

Так, Всевышний Аллах в Своем великодушии распахнул верующим в Него и в Его посланников (Мир им) врата искупления, которые будут открыты до того дня, когда солнце взойдет на западе, (т.е. до судного дня). В Исламе нет наследуемого (первородного) греха, который переходит из поколения в поколение. Каждый сам в ответе за свои действия. Слова Аллаха это подтверждают:

 

Человек каждый – заложник того, что совершил он.(74:38)

 

И также:

 

… ни одна душа грешная не понесет ноши (грехов) другой души, что уготовано человеку только то, что заслужил усердием своим; что будет замечено усердие его, что впоследствии будет сполна вознаграждено оно, что к Господу твоему – исход конечный.(53:38- 42)

 

После совершения греха и искупления Адам и Хавва получили от Аллаха повеление оставить рай и спуститься на землю, как говорится в следующем аяте:

 

Сказал Он: «На земле станете жить вы, на ней будете умирать и из нее выведут вас (в день Воскресения)».(7:25)

 

Итак, к сожалению, они покинули рай и обосновались на земле, где отныне должны были упорно трудиться, чтобы выжить и в поисках пропитания противостоять многочисленным трудностям: семейным испытаниям, закаляющим терпение и веру.

Адам и Хавва обосновались на земле, познали любовь и покой и зачали двух близнецов, мальчика и девочку. Мальчика назвали Кабилом (Каином), а девочка получила имя Иклима. После них родилось еще двое близнецов: мальчик по имени Хабил (Авель) и девочка Лайуса (Лубуда). Адам (Мир ему) получил от Аллаха послание: не позволять единоутробным близнецам заключить браки между собой, но каждый мальчик может взять в жены сестру-близнеца своего брата.

Но девочки были непохожи друг на друга, старшая была значительно красивей. Поэтому Кабил возжелал жениться на своей сестре, а не брать в жены сестру Хабила. Адам (Мир ему) ему отказал и, чтобы определить участь братьев, велел каждому принести жертву Аллаху. Та жертва, что будет принята Аллахом, возгорится от небесного пламени и укажет на победителя.

Адам (Мир ему) тем временем отправился в паломничество в Мекку. Во время  его отсутствия сыновья принесли свои жертвы: земледелец Кабил выделил из своего имущества сноп плохой пшеницы, тогда как брат его, скотовод Хабил принес в жертву лучшую телку. И его жертву охватило пламя, а Кабил, охваченный гневом и завистью, объявил: «Я решил убить тебя, чтобы ты не женился на моей сестре». Хабил ответил: «Аллах принимает жертвы наиболее верующих».

Это шайтан внушил мысль Кабилу избавиться от брата. Вечером, когда Хабил уснул, Кабил взял большой камень и ударил им брата по голове, и тот умер в мучениях. Об этом в Коране говорится:

 

Поведай им истинно (Мухаммад) рассказ о двух сыновьях Адама. О том, как принесли они оба жертву (Богу) и как у одного была она принята, а у другого – нет. И второй (из них) (т.е. Кабил) сказал (первому) (т.е. Хабилу): «Раз так, убью я тебя». Ответил (Хабил): «Воистину, приемлет Всевышний (жертву) только от мужей благочестивых».(5:27)

 

Так произошло первое убийство ближнего, которое человек предпринял во имя удовлетворения своего желания. Ангелы заклеймили Кабила навечно, назвав его убийцей, и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом: «Никогда ни один человек не был убит так, чтобы часть ответственности не легла на первого сына Адама (Кабила)» (аль-Бухари).

Хавва – мать и убийцы, и его жертвы – была глубоко потрясена случившейся трагедией. В утешение Аллах дал Адаму (Мир ему) и Хавве другого ребенка, Шиса (чье имя означает «дар Аллаха»), который был одним из самых благочестивых людей и вестников Аллаха. Говорят, что Шисом было получено более полусотни свитков послания Аллаха.

Что до Адама (Мир ему) и Хаввы, то они прожили около тысячи лет, в течение которых их потомство расселилось по всей земле. Утверждают, что Адам (Мир ему) построил Каабу и вместе с Хаввой совершил вокруг нее ритуал таваф, сделав, таким образом, Каабу первым храмом, построенным во славу Всевышнего Аллаха. Также говорят, что когда Адам (Мир ему) почувствовал, что его здоровье ухудшается и приближается конец, он позвал к себе Шиса, чтобы поделиться с ним знаниями, которыми ни один из его братьев не обладал.

В пятницу, когда состояние здоровья Адама (Мир ему) серьезно ухудшилось, ангелы, забирающие жизнь у людей, предстали пред ним с райским саваном. Они забрали душу (жизнь) у Адама (Мир ему), омыли его тело ароматной водой, облачили в саван и забальзамировали; затем они выкопали могилу, отслужили джаназа-намаз и предали его тело земле.

Закончив, они объявили, что так и должны погребать своих мертвых сыны Адама (Мир ему).

Толкователи утверждают, что следующий джаназа-намаз отслужил Шис.

Вскоре за Адамом (Мир ему) последовала и Хавва, и одному Аллаху известно, где их могилы.

 

Подготовила к печати

З.С. Махмудова

 

Бисмилляхир-Рахманир-Рахим!

К сожалению, люди, не имеющие представления об истинных ценностях ислама, считают, что в мусульманской религии женщина лишена каких-либо прав, ее унижают, с ней не считаются и так далее.

На самом деле это не так. В Священном Коране и хадисах Посланника Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) многократно говорится о высокой роли мусульманской женщины в обществе. В частности, в 17-й суре “Исра” в 23-24-м аятах сказано: “И повелел Аллах, чтоб поклонялись вы Единому Ему. И чтоб к родителям своим благоволили. И если кто-нибудь из них иль оба достигнут старости в твой век, не говори презрительное “Пфи” и не кричи на них, а речь веди пристойно с ними. По милосердию и кротости души простри крыло смирения пред ними и говори: “Аллах! Даруй им милость. Подобно той, с которою меня – младенца – они взрастили с колыбели!” Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Радость родителей – радость Аллаха. Гнев родителей – гнев Аллаха!” “Матери сделай добро, матери сделай добро, матери сделай добро, а потом отцу”, – ответил он на вопрос своего сподвижника: кому сделать добро в первую очередь? Из аята Корана и хадисов пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) мы видим, какое место и какую роль занимают родители в этой земной жизни, особенно женщина – как мать!

Приведем еще хадисы в подтверждение значимости мусульманской женщины в обществе. Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

4. “Рай находится под ногами ваших матерей”.

5. “Праведная жена лучше тысячи не совершающих благодеяние мужчин”.

6. “Праведная жена у праведного мужа подобна короне, украшенной золотом, на голове царя. Грешная жена у праведного мужа подобна тяжелой ноше на спине у старого человека”.

7. “Распутство одной женщины-развратницы подобно распутству тысячи мужчин-развратников. Праведность, благочестие одной женщины подобно благочестию семидесяти праведников-мужчин”.

Из этих приведенных хадисов видно, насколько высоко ценится в исламе праведная жена. Ведь она создает уют и счастье в семье, рожает детей, растит и воспитывает их, жертвуя здоровьем, покоем и личными удовольствиями, всю свою жизнь готовит для семьи, убирает, стирает, содержит себя и семью в чистоте, переносит все капризы мужа, детей, родственников. При этом, если она богобоязненная, совершает своевременно намазы, выполняет предписанные Аллахом обязанности и хорошо относится к мужу, Всевышний Аллах прощает ее грехи, и ее место в раю. Праведная женщина – это не просто жена, а целое “произведение искусства”. Поэтому Посланник Аллаха постоянно приказывал хорошо относиться к женам, семье и женщинам вообще и создавать максимально благоприятные условия для выполнения ими своих обязанностей. Ведь в деле воспитания детей главную роль играет мать, так как она всегда с ними. Если она грамотна и на современном уровне внедрит в душу своего ребенка осознанную богобоязненность и трудолюбие, она может быть уверена, что выполнила свой долг перед Аллахом, мужем, перед всеми мусульманами и согражданами. Из истории мировой цивилизации известно, что за каждым благородным героем стоит благородная мать, без нее вырастить благородное дитя отец не в состоянии. Поэтому в исламе женщина в первую очередь должна заниматься воспитанием детей и вести домашнее хозяйство.

Но это не означает, что все мусульманки должны сидеть дома и не должны работать вне дома и принимать активное участие в общественной жизни. На мусульманскую женщину в этой жизни возложена важная миссия. Поэтому она должна быть активной и в общественном отношении, должна вносить свой вклад по мере того, как позволяют это делать условия жизни и семейные обстоятельства. Мусульманская женщина, появившись в любом обществе, являет собой воплощение и успешное претворение в жизнь ценностей ислама. Добропорядочная мусульманка благородно ведет себя в обществе, разговаривает вежливо, учтиво, деловито решает насущные вопросы. Мусульманка правдива и искренна со всеми людьми, ибо она убеждена в том, что правдивость, искренность неразрывно связаны с добротой и благочестием, которые позволяют попасть в рай, а ложь, в свою очередь, толкает к распутству и разврату, которые приводят в ад. Поэтому мусульманка стремится к тому, чтобы всегда говорить правду, быть правдивейшей, держаться достойно, подтверждая искренность и словом, и делом. Такого высокого уровня нравственности истинная мусульманка достигает благодаря своей правдивости и чистоте души.

Какой бы ни была роль женщины, будь то роль жены, матери или деловой женщины, работающей вне дома, ей необходимы знания. Любая работа требует определенного количества знаний, и задачам, которые надлежит решать хранительнице домашнего очага, также следует воздать должное. Работа женщины как жены и матери должна быть организована как работа любого профессионала в своем деле: необходимо обладать многими практическими навыками кулинарного мастерства, шитья, оказания медицинской помощи, быть секретарем, учителем, а в наше время еще и уметь водить машину, делать мелкий ремонт в доме! Каждая работающая вне дома женщина, несомненно, должна иметь надлежащую квалификацию по избранной профессии.

И в завершении статьи хотелось бы подчеркнуть, что величие нации в основном зависит от величия нравов, благочестия и порядочности дочерей этого народа, то есть будущих матерей. И все это связано только с богобоязненностью. Таковы законы Всевышнего Аллаха.

 

Жумабекова Динара,

заведующая международным отделом университета “Руханият”

http://www.np.kz