“Наш друг – нохчийн орнамент”

Facebook
Google+
http://www.nana-journal.ru/%d0%bd%d0%b0%d1%88-%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3-%d0%bd%d0%be%d1%85%d1%87%d0%b8%d0%b9%d0%bd-%d0%be%d1%80%d0%bd%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82/
Twitter

печать
Ия Николаенко, поэт, переводчик, методист д/с № 54

Чеченский орнамент – один из богатейших разделов народного творчества.

Он уходит своими корнями в глубь тысячелетий и используется для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, других предметов труда и быта, для архитектурных сооружений. Орнамент – это ритмически повторяющийся узор, пленяющий нас своей красочностью и музыкой, как прекрасный танец или песни, сохраняющие в себе свою изначальную прелесть и ритмику слов и движений.

Он входит в нашу жизнь с детства, в ярких рисунках детских книжек, в орнаментах национальных ковров – истангов, сохранивших имена своих создательниц в альбоме Н. Шабаньянца и В. Татаева «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии».

В этих орнаментах и строгие очертания чеченских башен, встречающих нас на склонах гор и ущелий и посылающих друг другу сигналы радости и бедствий: пришел друг – будьте и вы нашими гостями, или – идет враг, объединяйтесь, станьте звеном в нашей единой цепи защиты от врага.

Рисунок этой цепи, этого орнамента непрост, но понятен сердцу и уму будущего воина, защитника родной земли. В каком мальчишке не зажигает он огня гордости, какого подростка не обожжет искрами своего костра?!

Недаром так охотно читают наши ребята на утренниках стихи чеченских поэтов – Умара Яричева, Шайхи Арсанукаева, Саида Гацаева, Абдулы Садулаева, посвященные Чечне, их прекрасной Родине.

Враг приходил, легенды говорят,

С огнем пришел, нам камни говорят,

С мечом пришел, но крепость серых скал

Была сильнее, чем любая сталь, –

звучат строки А. Садулаева в стихах «Башни».

И уверенно, увлеченно читается концовка стихотворения:

Огонь и меч не страшны башням тем:

Их стены – горы, нет прочнее стен.

А на выставке картин и рисунков гордо стоят башни – свидетели столетий.

Обычаи – как люди, они рождаются, взрослеют, входят в нашу жизнь поступками героев. А когда умирают, становятся сказками и легендами, обжигающими наши души гордостью за смелость предков и друзей.

Какая чеченская девочка, глядя на строгие ритмы узоров своей косынки, не вспомнит, что были времена, когда девушкаы могла остановить смерть и не дать пролиться крови мужчин, бросив им под ноги свой девичий платок, на котором изображены гордо закрученные рога труда и светит серебряный полумесяц.

Сейчас этот обычай ушел. Но воспитанная на нем девочка, девушка учится справедливым и гордым словом останавливать вспыхнувшую вражду и ссору.

Все это входит в нашу жизнь с детства. Но кто-то все же должен нас научить понимать условный язык орнамента, запомнить образы, оживающие в нас при чтении легенд и сказаний, при декламации современных стихов о Родине, любви и верности.

В нашем детском саду № 54 «Седа» г. Грозного это умеют делать все воспитатели, хотя начинают они с малого, от которого потом круто поднимаются по тропам знаний к большому. Вот один пример. Средняя группа. Воспитатель – Л.М. Хамзатова. К республиканскому семинару ей поручили сделать модный журнал «Мадина», в котором надо было поместить модели современной одежды, украшенные чеченскими орнаментами. Так родились детские платья и костюмы, которые понравились и родителям, и ребятам. И более 10 человек вышли на серьезном взрослом республиканском семинаре «Нохчийн орнамент», чтобы на первом своем «подиуме» показать полюбившиеся им модели, сшитые специально для этого случая: Заурбаева Зарета – их ведущая, Заурбаев Селим, Габазова Линда, Джабраилова Хава, Садыкова Лаура, Висаригов Муслим, Хасуева Карина, Корнева Мария, Бисултанова Амина и другие.

Дети, словно заправские модели, демонстрировали свои костюмчики и легко кружились перед гостями в танце.

А мы радовались, что наши дети сумели донести до зрителей красоту и эстетичность костюмов, свои познания азов орнаментов (геометрических, растительных и животных), их удивительную красоту, сумели поделиться радостью понимания этой красоты.