Ага

Facebook
Google+
http://www.nana-journal.ru/%d0%b0%d0%b3%d0%b0/
Twitter

печать
Сан бераллин

1уьйренийн – шурин чам бара;

суьйренийн – бецан чам;

буьйсанийн – туьйранийн.

(Леча Абдулаев)

Как и у всех народов Кавказа, у чеченцев использовалась детская люлька – ага со всеми принадлежностями:

Валти – детский матрац;

Лара – овальные полозья люльки, часто так называют и лопасти мельничного колеса;

Кохка – лямка, свивальник;

Т1арма1а – сосок, рожок («т1ар» – «сосок» «ма1а» – «рог»); раньше вместо рожка использовался продольно срезанный кусок сушеного курдюка, привязываемый к верхней палке люльки;

Сипа – трубочка для стока мочи (обычно такая трубочка делалась из бедренной кости барана);

Буька//тоьк – горшочек для детской люльки, величиною с поллитровую банку.

Горская люлька была очень удобна. Мать могла, привязав к спине, уносить ее на полевые работы, в огород и т. д. Люлька легко перевозилась на верховой лошади, арбе, что было удобно, особенно в военных условиях.

Другим видом люльки было висевшее обычно над спящими супругами обыкновенное прямоугольное корыто, схваченное с четырех сторон кожаными ремнями из сыромятины и подвешенное к железному клину, вбитому в потолок – гаьнгали. Гаьнгали можно было увидеть в сырых и тесных комнатах, как правило, зимой, когда нормальная температура комнаты держалась в верхних слоях жилища; наличие именно такой люльки было связано с бедностью, так как и средняя люлька (ага) с оборудованием стоила довольно дорого.

Первое пеленание ребенка у чеченцев становилось праздничным событием в семье. В этот день приходили родственники, как по линии матери, так и по линии отца ребенка с подарками. Ребенка укладывали в люльку, подаренную малышу бабушкой или же родственниками со стороны матери; чаще младенца укладывала в люльку свекровь с пожеланием, чтобы эта люлька никогда в доме не пустовала. Для пришедших гостей резали барана, устраивали угощение, а иногда и непродолжительное веселье с игрой на гармошке и танцами. Интересные примеры почитания огня у нохчи приводит А. А. Исламов: «При купании ребенка кладут в воду кусок древесного угля и какой-нибудь железный предмет в качестве охранительной силы, направленной против действий злого духа…

Часто суеверная чеченка, выводя ночью малолетнего ребенка на улицу, дает ему в руки кусок древесного угля (сегодня дают ломтик хлеба – ред.), как зангезурские армяне, так как шайтан (черт), боясь угля, не приблизится к ребенку.

Чтобы оградить спящего ребенка от злого духа, кладут в его люльку под подушку уголь и ножницы, иногда с той же целью ночью, перед отходом ко сну, мать зажигает спичку и затем трижды обводит ею, нашептывая заклинание, вокруг спящего ребенка, а коробку со спичками кладет под подушку ребенка».

…Все было связано с войной, боевыми набегами, а особенно – в Кавказскую войну с постоянными разорениями сел и насильственными переселениями. Даже детская люлька была экипирована так, что ее можно было хватать на скаку, приторачивать к седлу. Стоило начать запрягать в арбу лошадь, вспоминали старики, как почти вся дворовая живность начинала прыгать в арбу: куры и кошки, индюки и ягнята, а домашний скот покорно приближался для привязывания к возу.

(Из книги И.Ю. Алироева «Язык, история и культура вайнахов». Грозный, «Книга», 1990г.)